Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта COVID-19
Десятилетия университета:
Институт ветеринарной медицины
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Институт агроинженерии
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Институт агроэкологии
8 | 9 |

1930-е годы в Институте ветеринарной медицины (УВИ, ТВЗИ, ТВИ)

С чего все начиналось

Еще в дореволюционное время на Урале ощущался недостаток квалифицированных ветеринарных работников. В 1877 году даже состоялось открытие в Перми ветеринарно-фельдшерской школы, правда, она дала только два выпуска – около 60 фельдшеров – и в 1882 году была ликвидирована. Вплоть до 1914 года вопрос о создании на Урале высшего учебного заведения не поднимался, а в год начала Первой мировой войны группа земских работников предложила создать в Пермской губернии ветеринарно-зоотехнический институт, что, впрочем, не осуществилось.

ИВМ 1930е гг._проф. Васильев А.В..jpg

1930-е гг. Профессор Васильев А.В.

В конце 20-х годов прошлого века на Урале стали создаваться колхозы, в которых росло поголовье скота и птицы. Нужны были квалифицированные кадры. Поэтому в 1927 году вновь был поднят вопрос об открытии ветеринарного вуза на Урале, что вызвало большой общественный интерес.

Перед открытием III Окружного съезда советов в Перми в местной газете «Звезда» была помещена заметка доцента сельскохозяйственного факультета Пермского госуниверситета С.П. Окуневича «Где быть Ветеринарному институту (вниманию III окружного Съезда Советов)», где указывалось, что открытие вуза для подготовки квалифицированных ветеринарных работников на Урале разрешено Совнаркомом.

Первый ветеринарный институт предлагали открыть в Перми. Здесь же было одобрено здание школы детдомов. При этом по заявлению инженера А.Е. Ширяева ориентировочная сумма ремонта и закупки оборудования составит 150 тыс. рублей. Также необходимо было подготовить помещения под общежитие для студентов на 100 человек. Так закончился очень благополучно начавшийся для ветвуза 1927 год.

Однако открытие ветвуза в 1928 году в Перми не осуществилось. В 1929 году по Постановлению Совнаркома РСФСР при Пермском государственном университете был образован ветеринарный факультет, который в апреле 1930 года был переведен в Троицк и преобразован в Уральский ветеринарный институт. Так началась наша история.

Студенческая жизнь первого десятилетия ТВИ

В 1930 году в институте обучалось 60 студентов, в 1932 году был осуществлен первый выпуск – 53 ветеринарных врача пополнили кадровый состав региона.

img091.jpg

1930-е годы. Практическое занятие

В 1934 году был открыт зоотехнический факультет, и вуз получил имя Троицкий ветеринарно-зоотехнический институт (или ТВЗИ), под которым просуществовал очень недолго. 6 марта 1934 года вуз был переименован в Троицкий зооветеринарный институт. Троицким ветеринарным институтом (ТВИ) вуз стал 21 января 1940 года. Обучение на зоотехническом факультете было приостановлено в 1939 г. и возобновлено в 1949 г.

Рост научно-преподавательских кадров происходил главным образом за счет выпускников. За десять лет институт проделал большую работу по укреплению и развитию. Его питомцы принимали участие в строительстве зданий и составили до половины штата научных работников института. В те годы выпускники института работали в баклабораториях, ветлечебницах, на транспорте, на биофабриках, контрольных пунктах, мясокомбинатах, пограничных охранно-карантинных пунктах, аппаратах Райзо и Облзо. Целая армия ветеринарных работников, вместе со стахановцами – передовиками животноводства, упорно и напряженно работала над поднятием животноводства, завоевывая новые успехи, поднимая мощь нашего государства.

ИВМ Занятие по акушерству ведет зав. каф. акушерства Ф.Ф. Мюллер, середина 30-х годов.jpg

Развитие материально-технической базы

Благодаря слаженной работе коллектива к 1940 году Институт располагался в 7 учебных зданиях и имел 5 клиник: терапевтическую, паразитологическую, хирургическую, эпизоотологическую и акушерско-гинекологическую. Институт имел 9 студенческих общежитий, которые обеспечивали размещение 500 студентов. Большое внимание уделялось учебному оборудованию. Силами научных работников созданы хорошие учебные и фундаментальные музеи: анатомический, зоологический, ботанический, гельминтологический, зоотехнический, акушерский и другие. Приобретены рентгеновский аппарат и оборудование физиотерапевтического кабинета, оптические приборы, электроаппаратура и прочее.

ИВМ С.Я.Глебов со студентами.jpg

С.Я.Глебов со студентами

Библиотека института к 1940 году насчитывала 41 213 томов и состояла из двух отделов: учебного (куда входили и произведения художественной литературы) и фундаментального.

Учебное хозяйство института располагалось на 1089,2 га. Хозяйство имеет следующее поголовье: 33 лошади с молодняком, 87 голов крупного рогатого скота, 143 овцы, 18 коз, 106 свиней, 27 голов птицы.

Кто работал в институте?

Основное ядро вуза при его организации составили молодые ассистенты, окончившие аспирантуру Казанского и Омского ветеринарных институтов. Эти молодые научные кадры положили начало созданию и организации кафедр института и составили основную массу из числа заведующих кафедрами.

ИВМ 1935-36 гг, струнный оркестр ТВИ.jpg

В дальнейшем рост научно-педагогических кадров происходил главным образом за счет выпускников. К десятилетнему рубежу в институте работали 64 научных сотрудника, в том числе 3 профессора, доктора наук. По социальному происхождению научные работники разбиваются таким образом: дети рабочих – 17,2%, дети крестьян – 28,1 %, дети интеллигенции – 43,7%, прочие – 11%.

Ученые занимались вопросами лечения массовых заболеваний сельскохозяйственных животных региона: энцефаломиелита лошадей, стерилитета и бруцеллеза коров… В 1931 году была проведена 1 научно-исследовательская работа, в 1932-м – 5, в 1933-м – 24. В 1935 году вышел из печати первый выпуск трудов Уральского ветеринарно-зоотехнического института.

По состоянию на 1 января 1940 года в вузе обучалось 254 студента. Также 165 человек обучались на рабфаке, 65 – на подготовительных курсах, 67 – на курсах переподготовки ветфельдшеров. Из стен института выпущено 523 высококвалифицированных специалиста. Получаемые отзывы с мест о работе выпускников института говорили о хорошем качестве подготавливаемых в вузе специалистов.

1940-е годы в Институте ветеринарной медицины (ТВИ)

1940-е годы в Институте ветеринарной медицины (ТВИ)

Студенты и преподаватели ТВИ – защитники Отечества

ТВИ 1940е гг._Подг.стрелков, Ком. ВЛКСМ.jpg

В первые дни войны многие студенты и преподаватели обратились в военкомат с просьбой отправить их на фронт, хотя они и не подлежали немедленной мобилизации. В Троицком ветеринарном институте состоялся митинг, на который собралось 379 человек. Выступления преподавателей и студентов были проникнуты чувствами патриотизма и ненависти к врагу. «Грудью встанем все, как один, на защиту нашей социалистической Родины» – призвал секретарь комитета комсомола В. Овсяницкий, ставший одним из первых добровольцев.

В ряды защитников Родины встали студенты Краснобаев, Осипов, Чушев, Овсяницкий, Тягаева, Кострикина, преподаватели А. А. Углов, П. В. Саламатин, М. Д. Позин, П. Н. Корниевский и другие.

12 сентября 1941 г. в институте вышел приказ: «13 сентября сего года выбываю в РККА. Временное исполнение обязанностей директора института возлагаю на своего заместителя профессора В. М. Коропова. Директор института доцент А. Рагозин».

После перевода В. М. Коропова в 1944 г. в Московский зооветеринарный институт ТВИ возглавил К. Б. Жаггар.

Студенческая жизнь во время войны

ТВИ 1942г._Комитет ВЛКСМ_в центре в первом ряду Зарубинова, втором с-направо Ярцева а., Рабинович М., Кулешова.jpg

Комитет ВЛКСМ. В центре в первом ряду Зарубинова, во втором слева-направо Ярцева А., Рабинович М., Кулешова

Военная обстановка отразилась на темпе институтской жизни. Война потребовала перестройки работы высшей школы, особенно напряженным стал первый военный учебный год.

11 августа 1941 г. был проведен досрочный выпуск студентов 5-го курса. Студенты 2-го, 3-го и 4-го курсов во время каникул получили специальности трактористов и комбайнеров и направились на уборку урожая.

Были введены новые учебные планы со сроком обучения не в 5, а в 3,5 года. Рабочая неделя увеличилась с 36 до 42 часов, сократились каникулы. В условиях острого недостатка ветврачей в колхозах и совхозах увеличилась продолжительность учебной и производственной практики.

К концу 1941 г. площади учебных зданий сократились по сравнению с мирным временем почти в 2 раза, а площади общежитий – в 5 раз.

Главный учебный корпус был передан под госпиталь. Здания, занимаемые кафедрами паразитологии и эпизоотологии, а также пять общежитий были переданы под нужды обороны. Во второй учебный корпус, расположенный по ул. Советской, перебазировалось шестнадцать кафедр, причем из-за недостатка площадей в одном помещении размещали по две кафедры. Кафедра анатомии заняла спортзал.

ТВИ подготовка сан инструкторов.jpg

1940-е гг. Подготовка санинструкторов

В 1941–1942 учебном году количество преподавателей ТВИ уменьшилось на 9 человек, но это не отразилось на качестве обучения, поскольку в вуз стали прибывать эвакуированные педагоги: из Москвы – д-р биол. наук В. Я. Александров, удостоенный в 1942 г. Сталинской премии, из Белоруссии – профессор Х. С. Горегляд, из Ленинграда – И. Г. Кожемякина и другие. В 1943 г. в нашем вузе была открыта аспирантура.

Наличие условий для проведения занятий и квалифицированных преподавателей позволило решать проблему сохранения контингента студентов. Количество обучавшихся в ТВИ не уменьшилось по сравнению с предвоенным периодом и осталось стабильным на протяжении всех военных лет, а в конце 1944–1945 учебного года превышало предвоенное на 8,5 %.

Основным показателем деятельности вуза является выпуск специалистов. В 1941 г. дипломы получили 75 человек, выпущенных досрочно, в 1943 г. – 32, в 1945 г. – 16. Выпускники направлялись на работу в Челябинскую и Курганскую области, в Казахстан, на Дальний Восток, в районы, освобожденные от немецко-фашистской оккупации, а часть из них – на службу в армию.

Много внимания уделялось подготовке боевых резервов для Красной армии. Вводилась 110-часовая программа всевобуча (всеобщее военное обучение), которую изучали и студенты, и работники института (в возрасте до 50 лет). Особое внимание на занятиях уделялось строевой подготовке, владению винтовкой, пулеметом, минометом и ручной гранатой, противохимической защите, рытью окопов и маскировке, тактической подготовке одиночного бойца и отделения. Началась подготовка студенток-сандружинниц и телефонисток. Частью военной подготовки стала физкультура. Во внеучебное время проводились легкоатлетические, лыжные, стрелковые соревнования. Военно-физкультурная работа нашего института получила высокую оценку: в 1943 г. коллектив занял II место среди вузов НКЗ СССР по оборонно-спортивной работе. Доцент Н. И. Шарапов был награжден грамотой Центрального Совета Осоавиахима.

Несмотря на загруженность учебными занятиями и работой на производстве, студенты военной поры находили время и для активного отдыха.

Концертный кружок выступал в госпиталях. Большим успехом у зрителей пользовались хор, танцоры, солисты и физкультурная группа, выступавшие на предприятиях города, в горсаду, по местному радио. Вызывали интерес проводившиеся в институте литературные вечера. Комсомольцы были пионерскими вожатыми в подшефной школе № 2.

Участвуя в субботниках, студенты и сотрудники оказывали фронту трудовую помощь. Студенты дежурили в палатах госпиталя, ухаживали за ранеными, убирали палаты, стирали и чинили белье. Вуз заботился и о семьях своих товарищей, находившихся на фронте.

Научная работа для нужд армии

Фото 6.jpg

В годы Великой Отечественной войны преподаватели вместе с эвакуированными учеными Ленинграда, Белоруссии, Ветеринарного НИИ РККА (Москва) своими научными разработками оказали значительную помощь не только народному хозяйству, но и фронту.

Доцент А.Ф. Ткаченко опубликовал работу по изысканию способов фиксации и пересылки патологического материала в зимних условиях и по изысканию простых методов фиксации и гистообработки патологического материала. Работа имела оборонное значение и была передана в Главное ветеринарное управление РККА.

Кафедра патологической физиологии совместно с кафедрой частной патологии и терапии и Ветеринарным научно-исследовательским институтом Красной армии, эвакуированным из Москвы, проводила комплексную научную работу по изучению водного голодания у лошадей. Руководил этой работой профессор В.М. Коропов. В итоге были получены ценные данные, имевшие большое значение для армейской конницы.

Сотрудники кафедры микробиологии разработали метод холодной стерилизации хирургических инструментов, который не требовал громоздкой аппаратуры, занимал меньше времени, был удобным для военно-полевой и ветеринарно-хирургической практики.

Профессор Х.С. Горегляд проводил работы по изысканию заменителей мыла и резиновой прокладки для консервных банок.

Профессор В.И. Карохин и доцент Н.И. Шарапов по заданию Главного ветеринарного управления НКЗ СССР производили проверку свойств бесфенольного креолина, который изготовлялся на Магнитогорском металлургическом комбинате. По указанию троицких ученых технология изготовления креолина была усовершенствована, он стал применяться в ка­честве дезинфектора и средства для лечения чесотки овец.

Жаггар К.Б..jpgЖаггар К.Б

Большое практическое значение имела работа доцента К.Е. Жаггара по изучению солевого состава вод источников, питающих некоторые станции Южно-Уральской железной дороги. Полученные данные позволяли определить потребность в реактивах для смягчения воды. Работа была внедрена в производство.

Не прекращалась в период войны и издательская деятельность ТВИ. В 1943 году институт издал 15-й том научных трудов. Научные работники издавали брошюры по вопросам содержания, кормления и лечения животных. Доцент Н.И. Шарапов выпустил учебное пособие – практикум по фармакологии.

Великая Отечественная война явилась проверкой жизнеспособности и крепости Троицкого ветеринарного института. Эту проверку он с честью выдержал, внеся достойный вклад в общенародное дело победы над врагом.

Послевоенная жизнь вуза

После войны институт активно включился в разработку пятилетнего плана развития животноводства, который поставил перед ветеринарной организацией серьезные задачи.

Как отмечали авторы книги «Троицкий государственный ветеринарный институт», увидевшей свет в 1949 году: «Предстоит не только восстановить пострадавшее в результате войны животноводство страны, но и значительно превзойти довоенный уровень. Роль ветеринарного врача в этой работе почетна и ответственна. Выполняя задание партии и правительства, ветеринарные врачи стоят уже на почетной вахте. День и ночь в лабораториях, на ветучастках, внутри страны, в Красной армии и на далекой границе идет борьба за здоровую и высококачественную продукцию животных».

За это время институт выпустил 859 ветеринарных врачей, 45 зоотехников высшей квалификации, 5000 специалистов средней и низшей квалификации (инструктор по искусственному осеменению с/х животных, ветфельдшера, ковочные кузнецы, доярки, чабаны, бригадиры животноводческих бригад).

З.О. Морозова, кандидат исторических наук, преподаватель Троицкого аграрного техникума

1950-е годы в Институте ветеринарной медицины (ТВИ)

Послевоенные годы институт значительно укрепился научными кадрами, что позволило поднять уровень и качество научных исследований и учебного процесса.

1953г._уч.засед.произв. комиссии.jpg

1953 г. Уч.заседание производственной комиссии


Лазарев П.С..jpgС 1949 г. институтом руководит Петр Степанович Лазарев.

Петр Степанович – участник Великой Отечественной войны, после увольнения в запас в 1946 году приехал на работу в Троицкий ветеринарный институт. В 1954 году защитил докторскую диссертацию, стал профессором.

Основное научное направление его работы – профилактика и ликвидация заразных болезней животных. Профессор П.С. Лазарев известен своими работами в области профилактики и лечения таких инфекционных болезней, как сап лошадей, бруцеллез и туберкулез крупного рогатого скота.

Благодаря профессиональной деятельности последователей научной школы  профессора П.С. Лазарева удалось оздоровить целые регионы от паратуберкулеза, лептоспироза, пастереллеза, организовать мероприятия по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями в Челябинской, Курганской, Кустанайской  и других областях.

1955г._агитбригада ТВИ.jpg

Рабинович М.И..jpgЕще одно имя, с которым связан этот период работы института, М.И. Рабинович. В 1946 году он с отличием окончил Троицкий ветеринарный институт, учебу совмещал с активной общественной работой, избирался секретарем комсомольской организации института.

Сразу же по окончании института стал работать лаборантом на кафедре фармакологии, которая стала для него родной еще в период учебы – занимался в кафедральном научном кружке. С 1949 года М.И. Рабинович ассистент кафедры. В 1952 году защитил кандидатскую диссертацию в Московской ветеринарной академии, вскоре стал занимать должность доцента. В 1957 году был избран на должность заведующего кафедрой фармакологии и токсикологии, которую возглавлял до 2004 года.

Под руководством Моисея Исааковича складываются основные направления научно-исследовательских изысканий: фармакологические исследования новых лекарственных средств и растений в зоне Урала и Западной Сибири, обладающих сердечно-сосудистым, желудочно-кишечным, мочегонным, руминаторным воздействием, и разработка рекомендаций по их применению в ветеринарной практике; изучение загрязненности природных экологических систем регионов Южного Урала и Западной Сибири токсикантами, разработка мероприятий, обеспечивающих повышение санитарного качества продуктов питания; разработка методов диагностики, профилактики и лечения  отравления сельскохозяйственных животных и птиц пестицидами; разработка рациональных систем и способов применения тканевых и растительных стимуляторов, стрессопротекторов и новых энтеросорбентов для повышения продуктивности животных и птиц.

1955г._Бюро ВЛКСМ 1 курса Зоофака.jpg

1955 г. Бюро ВЛКСМ 1-го курса зоофака

Кабыш.jpgВ 1949 г. Управлением вузов СССР на должность заведующего кафедрой терапии ТВИ был направлен А.А. Кабыш .

С приходом А.А. Кабыша на кафедру коллектив сотрудников начал расширять сформированные ранее научные направления. В частности, изучалось влияние разных способов содержания лошадей на состояние их здоровья, а также эффективность ряда лекарственных препаратов (нафталина, ментола, йода, антибиотиков, сульфаниламидов)  при различных заболеваниях животных.

Особое внимание уделялось выяснению причины массовых неинфекционных заболеваний  в хозяйствах Челябинской, Кустанайской, Оренбургской, Курганской областей, в которых на фоне достаточного количества кормов и удовлетворительных условиях содержания падеж взрослого скота составлял 18%, а молодняка – 72%.

По рекомендации профессора Ленинградского ветеринарного института А.В. Синева А.А. Кабыш начал поиск причин наблюдаемого явления.

В план работы кафедры были включены задачи по изучению химического  состава почвы, воды, кормов, крови, мочи, молока, органов и тканей животных.

Сотрудниками кафедры выяснялась взаимосвязь болезней животных и человека, проводилось экспериментальное моделирование выявленных заболеваний в изучаемых регионах.

Большой объем и высокая терапевтическая эффективность в научно-исследовательской работе сотрудников кафедры, руководимой А.А. Кабышем, требовали новых подходов, и в 1956 году приказом по Министерству сельского хозяйства СССР при кафедре была создана биогеохимическая лаборатория, в которой проведены исследования более одного миллиона проб на различные показатели.

1958г._Комс.курсовое бюро 5 курс зоофак..jpg

1958 г. Комсомольское курсовое бюро 5-го курса зоофака

Свердлов М.С..jpgЕще одна заметная фигура 50-х годов – Михаил Соломонович  Свердлов, который до войны был студентом 1-го курса Сталинградского политехнического института им. Павлова. Пройдя войну, награжденный орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу» и другими медалями, в 1952 году окончил Челябинский институт механизации и электрификации сельского  хозяйства по специальности инженер-механик. Переехал в Троицк, где устроился на работу в ТВИ. 17 октября 1959 года он организовал и возглавил кафедру механизации сельского хозяйства. Студенты изучали сельскохозяйственные машины, применяемые в хозяйствах того времени. При кафедре был свой парк сельскохозяйственной техники, гараж.

С 1957 года ректором института назначен Михаил Максимович Сенькин.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Максимович служил начальником 616-го эвакуационного ветеринарного лазарета 501-й ударной армии Брянского и Западного фронтов, завершил военную службу начальником 126-го армейского ветеринарного лазарета 1-й ударной армии, подполковником ветеринарной службы. В 1945 г. после окончания адъюнктуры при МВВА защитил кандидатскую диссертацию, трудился в Новочеркасском зооветеринарном институте. В 1957 г. судьба его привела в Троицк, куда он был назначен ректором ТВИ.

Сенькин М.М..jpgПод руководством М.М. Сенькина в 1958 г. произошло  открытие заочного отделения зоотехнического факультета, а в 1960 г. открылся заочный ветеринарный факультет.

В 1959 г. создано учебно-опытное хозяйство «Новотроицкое» с общей земельной площадью 29 492 га. В том же 1959 году создана проблемная биогеохимическая лаборатория.

Основное направление научной работы М.М. Сенькина – изучение особенностей раневого процесса у крупного рогатого скота и разработка методики лечения ран у сельскохозяйственных животных. Он разработал паранефральную новокаиновую блокаду у крупного рогатого скота, которая вошла во многие учебники и руководства по оперативной хирургии.

В 1961 г. М.М. Сенькин назначен начальником Челябинского областного управления сельского хозяйства, но в связи с реорганизацией в 1962 году вновь возвращается на должность ректора. В 1965 году М.М. Сенькин был переведен заведующим отделом Белорусского НИВИ, а в 1969 году вновь назначен ректором ТВИ.

Лобанов В.Т..jpgВ период с 1965-го по 1969 гг. ректором ТВИ работал Валентин Тихонович Лобанов. Валентин Тихонович защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук 27 июня 1941 г., и уже в июне был мобилизован в РККА, где служил дивизионным ветеринарным врачом 42-й гвардейской стрелковой дивизии (Западный, I и  II Украинский фронты).

После демобилизации работал доцентом, одновременно заведовал кафедрой скотоводства Ульяновского СХИ, в сентябре 1954 г. стал ректором Чувашского СХИ, а 19 мая 1965 года назначен ректором Троицкого ветеринарного института. Им организовано строительство двух жилых домов для преподавателей и сотрудников вуза.

В 1964 году введено в эксплуатацию новое студенческое общежитие на 450 мест, на первом этаже которого размещены студенческая столовая, прачечная и другие вспомогательные помещения. В 1950–60-е  годы улучшилось  научно-методическое обеспечение учебного процесса, окрепла материально-техническая база вуза.

З.О. Морозова, кандидат исторических наук, преподаватель Троицкого аграрного техникума

 

60-е годы в Институте ветеринарной медицины (Троицкий ветеринарный институт)

Развитие материально-технической базы

За 40 лет интенсивного развития вуза произошли значительные изменения в его жизни. Так, если в 1932 году институт обладал специальным оборудованием и приборами на сумму 10,7 тысячи рублей, то на 1 января 1970 года стоимость имеющегося оборудования на кафедрах составляла 634,8 тысячи рублей (в сопоставимых ценах).

1964 г. Сотрудники ТВИ.jpg

1964 год. Сотрудники Троицкого ветеринарного института

На занятиях использовались двухканальные электрокардиографы, векторэлектрокардиоскопы, оксигемографы, фотоэлектрокалориметры, нефелометры, осциллограф, PH-метры и другая современная аппаратура и лабораторное оборудование.

На практических занятиях кафедр экономики и организации сельскохозяйственного производства, животноводства начали применять усовершенствованные арифмометры, электросчетные машины, счетные 10-клавишные машины.

Из технических средств обучения использовались демонстрация учебных фильмов, эпидиаскопы, диапроекторы.

Выросла и библиотека института, на 1 мая 1970 года ее книжный фонд составлял 114 713 книг.

Для учебного процесса со студентами широко использовалось учебно-опытное хозяйство «Ново-Троицкое», в нем же студенты проходили производственное обучение и учебные практики. Учхоз имел общую земельную площадь 29 492 гектара. На 1 мая 1970 г. в нем было 3592 головы крупного рогатого скота, 10 155 овец, 1523 свиньи, 8453 головы птицы.

Студенты на практике в учхозе Ново-Троицкое.jpg

Студенты на практике в учхозе «Ново-Троицкое»

В учхозе был внедрен ряд научных достижений и опыт передовиков сельского хозяйства – зимний окот овцематок, стрижка ягнят зимнего окота, подкормка крупного рогатого скота микроэлементами, биостимуляция при откорме молодняка.

К 1970 году институт имел в своем составе 3 факультета – ветеринарный, зоотехнический, заочный факультеты. На них занимались 2409 студентов, из которых 1160 обучалиось очно, 1249 человек заочно.

В составе вуза имелось 24 кафедры, на них работало 134 преподавателя, в т.ч. 9 профессоров, докторов наук, 39 доцентов, 28 старших преподавателей, 6 преподавателей и 52 ассистента.

1968 г.Первый стрйотряд ТВИ.jpg

1968 год. Первый студенческий строительный отряд ТВИ

В 1968 году в ТВИ создан первый студенческий строительный отряд (ССО). Студенты (около 100 человек) работали на строительстве Магнитогорского стана-2500 (листовой прокат ММК).

1968г._Первый стройотряд ТВИ_Магнитка_стан 2500.jpg

1968 год. Первый студенческий строительный отряд ТВИ

Научные исследования ученых вуза

За период с 1930-го по 1970 гг. было защищено 18 докторских и 48 кандидатских диссертаций, профессорско-преподавательским составом выполнено 1322 научных работ, издано 13 томов научных трудов ТВИ, 2 сборника материалов методических конференций, опубликовано 5 учебников и монографий (А.А. Кабыш, П.А. Кормщиков, М.И. Рабинович, О.В. Кульдяев).

Только за 1967–1970 годы сотрудниками института было получено 5 авторских свидетельств на изобретение, три диплома (П.А. Кормщиков, А.В. Есютин, А.А. Кабыш), 6 медалей ВДНХ ССССР (1 серебряная и 5 бронзовых).

Результаты научных исследований нашли отражение в отдельных публикациях, учебных пособиях, учебниках и монографиях. Преподаватели и профессора неоднократно были участниками ВДНХ, награждались дипломами и медалями.

1968г._Скачки на троицком ипподроме.jpg

1968 год. Скачки на троицком ипподроме

Организатор института доцент Е.Я. Глебов провел исследования по изучению качественной характеристики конского состава конеферм области и составил племенную книгу лошадей Челябинской области.

Доцент В.Б. Веселовский определил пути совершенствования симментализированного скота Южного Урала, в своей монографии «Разведение по линиям уральского отродья черно-пестрого скота» дал конкретный план ведения отдельных плановых линий Уральского черно-пестрого скота в ряде хозяйств Челябинской и Свердловской областей.

Большое значение для ветеринарии имели исследования, проводившиеся на кафедре эпизоотологии. Профессор П.С. Лазарев сосредоточил усилия сотрудников на изучении актуальных вопросов инфекционных заболеваний животных, совершенствовании методов их диагностики, профилактики и борьбы с ними. Сотрудниками кафедры эпизоотологии было установлено значение иммунизации крупного рогатого скота вакциной бруцеллеза из штамма № 19. В результате этой работы многие хозяйства оздоровили поголовье животных, включили в свою работу мероприятия по вакцинации и ревакцинации.

Особое внимание в научной деятельности кафедр уделялось разработке наиболее эффективных средств лечения и методов профилактики заболеваний животных, распространенных в зоне Южного Урала (бруцеллез, пастереллез птиц, паратуберкулез овец и т.д.), организации лечебных и профилактических мероприятий при эндемических болезнях, связанных с избытком или недостатком в кормах и воде макро- и микроэлементов.

хор сотрудников зоофака, рук. Ю.С.Царев, 1965 г..jpg

1965 год. Хор сотрудников зоофака. Руководитель: Ю.С. Царев

Большое теоретическое значение имела работа, проводимая по морфологическим дисциплинам. На кафедре анатомии под руководством профессора Н.И. Акаевского проведены исследования по изучению нервов пояснично-крестцового сплетения и эволюции мускулов тазовой конечности на большом количестве видов млекопитающих и пресмыкающихся животных. Этот цикл работ явился серьезным вкладом в развитие эволюционной морфологии, а с 1958 г. Н.И. Акаевский переключил научно-исследовательскую работу на изучение морфологии домашних птиц.

Шла смена поколений, на заслуженный отдых уходили сотрудники, стоявшие у истоков кафедр вуза.

В 1964 году защитил докторскую диссертацию А.А. Кабыш, комплексными исследованиями под его руководством были выявлены 14 разновидностей биогеохимических провинций, в которых развивались специфические заболевания и аномально протекали болезни животных на фоне недостатка или избытка в рационе кормления химических элементов. В 1967 году вышла его монография «Эндемическая остеодистрофия крупного рогатого скота на почве недостаточности микроэлементов».

Научные разработки стали основой организации областных лабораторий по производству биологических препаратов с целью профилактики и лечения массовых заболеваний животных, связанных с нарушением обмена веществ.

Внедрение разработок в практику сократило падеж животных в 4–9 раз, в 1969 году 30% хозяйств Челябинской области применяли соли кобальта и марганца с лечебной и профилактической целью.

В 70-е годы началось становление научной школы профессора М.И. Рабиновича, который в 1967 году защитил докторскую диссертацию. Основное направление его научных изысканий – фармакологические исследования и внедрение в практику новых растительных средств для лечения сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, почечных заболеваний животных.

М.С. Свердлов с 1967 г. был заведующим кафедрой механизации и электрификации сельского хозяйства. Основное научное направление деятельности профессора М.С. Свердлова – изыскание рациональных способов и режимов эффективной эксплуатации машин в кормопроизводстве и животноводстве, профилактика производственного травматизма людей на животноводческих фермах и комплексах.

Необходимо отметить, что заметное влияние на отечественную ветеринарную и зоотехническую науку, практику производства оказали в эти годы работы профессоров Н.И. Акаевского, А.В. Васильева, А.В. Есютина, А.А. Кабыша, П.А. Кормщикова, А.Н. Кособрюхова, П.С. Лазарева, В.Г. Мартынова, М.И. Рабиновича.

1970-е годы в Институте ветеринарной медицины (ТВИ)

В семидесятые годы в институте продолжалась работа по совершенствованию учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной работы.

img130.jpg

Будущие ветеринары в одной из учебных аудиторий

Развитие материально-технической базы института: новые корпуса, общежития, виварий, клиника, ферма

К 1970 г. в ТВИ занималось 2409 студентов на трех факультетах – ветеринарном, зоотехническом и заочном. В вузе действовали 24 кафедры, на которых работали 134 преподавателя, в т. ч. 9 профессоров, докторов наук, 28 старших преподавателей, 6 преподавателей и 52 ассистента.

img009.jpg

Строительство главного корпуса Института ветеринарной медицины (ТВИ)

С 1969-го по 1978 гг. Троицкий ветеринарный институт вновь возглавляет кандидат ветеринарных наук, доцент, заслуженный ветеринарный врач РСФСР (1978) М.М. Сенькин. Огромная работа была проведена по укреплению материальной базы вуза. Доцента М.М. Сенькина можно назвать «ректор-строитель». Под  его руководством в семидесятые годы были построены главный административный и учебные корпуса с ветеринарными клиниками, спортивными  и актовым залами, столовая.

В 1974–1975 гг. были введены в эксплуатацию два студенческих общежития улучшенной планировки на 360 мест каждое, общей полезной площадью 7284 кв. м. Однако наибольшие изменения произошли, когда были построены здания главного учебного корпуса и ветеринарного факультета с 4 клиниками, виварием, жилые дома для сотрудников.

img093.jpg

Строительство общежитий
img128.jpg

Научная работа в 1970-е годы

Научная работа, проводимая в вузе, всегда отражала запросы сельскохозяйственного производства, наиболее важные и сложные темы разрабатывались комплексно, с участием большого количества смежных дисциплин.

Из числа опубликованных в те годы работ наиболее актуальными и крупными являются исследования, выполненные под руководством профессоров П.С. Лазарева. А.В. Есютина, А.А. Кабыша, П.А. Кормщикова.

Научно-исследовательская деятельность института была посвящена укреплению кормовой базы и рациональному кормлению животных, улучшению породных и продуктивных качеств скота, разработке наиболее эффективных средств и методов профилактики заболеваний животных от наиболее широко распространенных в зоне Урала и приносящих большой экономический ущерб (бруцеллез, пастереллез птицы, паратуберкулез овец, эндемические заболевания).

Кроме этого, разрабатывались темы, способствующие ликвидации бесплодия сельскохозяйственных животных, по изучению лекарственной флоры Южного Урала, изучению сравнительной анатомии домашних птиц и морфологических особенностей органов и тканей сельскохозяйственных животных.

 Интенсивно разрабатывались хирургические методы борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных.

img060.jpg

В 1974 г. была организована межкафедральная лаборатория (МКЛ), призванная стать центром организации и проведения научных исследований в институте. Большая заслуга в становлении МКЛ принадлежала доцентам Ю.Б. Ермолаеву и В.Н. Сытько. Первым заведующим был назначен выпускник ТВИ В.П. Шалтанис.

Межкафедральная лаборатория постоянно оснащалась современным  оборудованием, аппаратурой и приборами, позволяющими проводить многочисленные исследования на высоком научном уровне.

В 1970-е годы началось становление научной школы профессора М.И. Рабиновича, который в 1967 г. защитил докторскую диссертацию. Основное направление его научной деятельности – изыскания, фармакологические исследования и внедрение в практику новых растительных средств для лечения сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, почечных заболеваний.

В 1982 г. решением ВАК М.С. Свердлову было присвоено ученое звание профессора без защиты докторской диссертации. Тем самым были отмечены его заслуги в подготовке кадров. С 1967 г. М.С. Свердлов был заведующим  кафедрой механизации и электрификации сельского хозяйства, в 1976–1984 гг. заведующим кафедрой охраны труда. Он автор 7 учебников и учебных пособий для студентов сельскохозяйственных вузов и техникумов, являлся  членом секции охраны труда научно-методического Главка вузов МСХ СССР. 

Организация новых музеев, «рабочего факультета»

1980е гг._Музей зоологический ТВИ.jpg

В зоологическом музее

С момента создания в вузе были организованы специальные музеи на кафедрах анатомии, патанатомии, зоологии, акушерства, эпизоотологии, паразитологии. Экспозиции широко использовались в учебном процессе и представляли интерес для других образовательных учреждений города и области. По мере укрепления материальной базы эти музеи получили новые импульсы к дальнейшему развитию.

В 1970 г. было открыт подготовительное отделение («рабочий факультет»), который сыграл очень важную роль в комплектовании института подготовленными абитуриентами.

Доцент Ю.С. Царёв заложил основы методического совета, на факультетах работали методические комиссии под руководство опытных преподавателей, ежегодно проводились методические конференции с изданием материалов.

С первых лет существования в вузе работали хоровые коллективы, в 70–80-е гг. работали коллективы фольклорной песни, народного танца. Коллектив бального танца под руководством В.А. Щёткина был неоднократным лауреатом областных и региональных конкурсов.

художественная самодеятельность.jpg

Хор Троицкого ветеринарного института

В 1970 г. был организован факультет общественных профессий (ФОП). Студенты получили возможность приобрести общественную профессию руководителя по одному из видов художественной самодеятельности, спорта, лекторскому мастерству.

Празднование 50-летия вуза

Ректору Ю. А. Полякову, который возглавил вуз в 1978 году, выпала честь провести юбилейные торжества, посвященные 50-летию института. Торжества прошли 12 и 13 июля 1980 г. Начались они с торжественного открытия юбилейного заседания ученого совета института, на котором с докладом «Троицкому ветеринарному институту 50 лет» выступил ректор, доцент Ю.А. Поляков, затем были приветствия гостей, вручение памятных адресов, чтение приветственных телеграмм, просмотр кинофильма «Троицкому ветеринарному институту 50 лет». Далее состоялось пленарное заседание юбилейной научно-производственной конференции. Вечером виновников торжества ждал юбилейный концерт художественной самодеятельности института.

Во второй день научно-производственной конференции продолжила свою работу, также состоялась встреча участников юбилейных торжеств с творческими коллективами города.

В целом это празднование полувекового юбилея стало значительной вехой истории вуза.

В начало

1930-е годы в Институте агроинженерии (УИИЗ, УИМЭСХ, ЧИМСХ)

Как создали первый вуз Челябинска?

В 1930-е годы на Южном Урале развернулось большое строительство: готовили крупнейшую в крае Челябинскую ГРЭС, ферросплавный завод, завод по производству гусеничных тракторов. Жизнь в регионе кипела и требовала стремительного развития сельского хозяйства и промышленности, а для этого были необходимы квалифицированные специалисты во всех сферах производства и экономики. Как грибы после дождя, в Челябинске росли средние специальные учебные заведения – только в 1930 году их открылось восемь. В этом же году началась история первого в Челябинске высшего учебного заведения – Уральского института индустриального земледелия.

ЧЕ 1931 год. Зав кафедрой физики М.В. Максимов готовит лабораторные занятия.jpg

1931 год. Зав кафедрой физики М.В. Максимов готовит лабораторные занятия

Инициативу создания вуза выдвинул пленум окружного комитета ВКП(б), который проходил 9 января 1930 года. Уральский институт индустриального земледелия просуществовал под этим именем всего около года, а потом приобрел более привычное – Уральский институт механизации и электрификации сельского хозяйства.

Первые студенты – кто они были?

Двери для первых студентов вуз открыл 1 октября 1930 года – в первом наборе было 237 человек. Первое время они учились в здании на улице Цвиллинга, и лишь в 1931 году вуз переехал в здание бывшего реального училища на Красной, 38, где занял первые два этажа.

ЧЕ 1 группа 3-го курса на практических занятиях по вождению трактора, осень 1932 года.jpg

Осень 1932 года. 1-я группа 3-го курса на практических занятиях по вождению трактора

Директором института в те годы был назначен Александр Яковлевич Якобсон, под руководством которого началась трудная работа по комплектации преподавательского состава и привлечению в вуз студентов.

Первый набор студентов представлял собой разношерстную компанию – это были люди разного образования и совершенно разных возрастов. Например, в институте на одном курсе обучались 34-летний Антон Караваев, приехавший из Тюмени, где он заведовал отделом по работе в деревне окружного комитета партии, и 17-летний Павел Речкалов из Ирбита, окончивший школу-семилетку и курсы по подготовке в вуз.

Студенческая жизнь в 30-х годах

ЧЕ Первая хоккейная команда института. Зима 1930-31 года.jpg

Зима 193031 года. Первая хоккейная команда института

Сначала институт планировал готовить инженеров на двух факультетах по семи специальностям, но в сентябре 1932 года факультет электрификации был ликвидирован, а всех его студентов перевели или в другие вузы, или на факультет механизации сельского хозяйства, где оставили всего одну специальность – «Инженер-механик по эксплуатации и ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин».

В течение первых двух лет занятия в вузе проводились по бригадно-лабораторному методу. Он заключался в том, что студенты коллективно изучали темы в группах по 3–5 человек, проводили лабораторные работы и сдавали экзамены. Твердого расписания тогда не существовало. Новые методы преподавания с индивидуальной оценкой знаний студентов начали практиковать лишь в сентябре 1932 года. Это значительно улучшило качество успеваемости студентов.

Каждый год студенты участвовали в посевной и уборочной кампаниях, одну из практик они проходили на ремонтных заводах и МТМ.

Не жалели времени и на благоустройство города. Например, сквер на площади Революции был заложен при активном участии студентов нашего вуза. Работали они и на строительстве тракторного завода.

С первого года существования института проводились различные соревнования, конкурсы и смотры художественной самодеятельности. Например, в первый учебный год благодаря энтузиазму студентов вуз занял 1-е место в соревновании вузов и втузов Урала. В 1932 году был выигран кубок эстафеты на приз газеты «Челябинский рабочий», а в 1934 году, после трехкратной победы наших студентов, он навсегда был оставлен в вузе. Впрочем, как и многие другие переходящие награды – спортсмены успешно вошли в число лучших в городе.

Как развивалась материально-техническая база

В первые годы материально-техническая база была очень слабой, но со временем силами преподавателей она начала активно развиваться.

ЧЕ лето 1933 года. Семинар перед поездкой в Свердловск на курсы комбайнеров (в качестве преподавателей).jpg

Лето 1933 года. Семинар перед поездкой в Свердловск на курсы комбайнеров (в качестве преподавателей)

Первыми заработали общеобразовательные кафедры по физике, химии, математике, социально-экономическим дисциплинам, и лишь с появлением старших курсов были организованы специальные кафедры – кафедра сельхозмашин и эксплуатации машинно-тракторного парка и ремонтного дела. Лишь одна специальная кафедра существовала с первого года работы института – кафедра тракторов и автомобилей, занятия на которой вели инженеры ЧТЗ.

Со временем вуз преодолел все сложности, связанные с набором студентов и рабочего коллектива, работа вошла в привычную колею.

В 1934 году Уральская область была разделена, Челябинск стал столицей нового региона – Челябинской области, и институт тоже поменял название, став Челябинским институтом механизации сельского хозяйства.

Жизнь вуза в предвоенные годы

В 1937 году ЧИМСХ получил в свое полное распоряжение здание на ул. Красной. В то время в институте начитывалось уже 8 кафедр, на которых действовали хорошо укомплектованные лаборатории.

ЧЕ 1939 год. аспирант Николай Иванович Тельманов (выпускник ЧИМСХ 1936 года) ведет занятия.jpg

1939 год. Аспирант Николай Иванович Тельманов (выпускник ЧИМСХ 1936 года) ведет занятия

Предвоенные годы в деятельности институтского коллектива образовалось новое направление – научно-исследовательская работа, которой занимались преподаватели и аспиранты (первую аспирантскую группу создали в 1938 году). Кафедры стремились разрабатывать вопросы и проблемы, актуальные для механизации сельского хозяйства, а также повышали квалификацию научных работников и давали научно-технический материал для работы со студентами.

Научные работники вуза постоянно поддерживали связь с ЧТЗ. При их активном содействии был выпущен дизельный трактор С-65, проведена экспертиза работы тракторов с измененной конструкцией звеньев гусеничных цепей и так далее.

Пять преподавателей института перед войной защитили кандидатские диссертации. Первым кандидатом физико-математических наук в январе 1939 года стал Н. Ф. Кунин.

Численность студентов в те годы оставалось практически неизменной – около 500 человек ежегодно. Тогда не существовало студенческого научного общества, но на некоторых кафедрах работали научно-технические кружки. Начала поощряться отличная учеба – стипендия теперь выплачивалась только отличникам.

В 1939 году часть студентов ушли воевать на Восток, где японские войска напали на Монгольскую Республику в районе реки Халхин-Гол. Вернулись в институт они лишь весной 1940 года – специально для них была организована государственная экзаменационная комиссия, которую они успешно прошли.

Между тем, приближается 1941 год. Вскоре Великая Отечественная война внесет свои коррективы в жизнь нашего вуза.


1940-е годы в Институте агроинженерии

1940-е годы в Институте агроинженерии (ЧИМЭСХ)

Начало 40-х годов в институте омрачилось, пожалуй, самым страшным событием в истории нашей страны. Великая Отечественная война ускорила и на корню изменила темп университетской жизни.

Работа института для нужд действующей армии

23 июня 1941 года была образована экзаменационная комиссия под руководством профессора М. П. Сергеева, перед которой на следующий день выступили 9 выпускников с защитой дипломных проектов. Всего институт в этом году выпустил 52 инженера, включая студентов вечернего отделения.

Весна 1941 г. Дипломники на кафедре ремонта.jpg

Весна 1941 г. Дипломники на кафедре ремонта

Приказом по институту 25 июня студенты 3-х и 4-х курсов были откомандированы в областной земельный отдел для работы в совхозах и МТС до окончания уборки. Также были созданы курсы комбайнеров и трактористов для студентов младших курсов, преподавателей и жителей Челябинской области длительностью 25 дней.

1940-е гг. Лаборатория ремонта электрооборудования

1940-е гг. Лаборатория рекмонта электрооборудования.jpg

В это время в сельском хозяйстве резко сократилось количество техники – тракторы и автомобили забирали для нужд действующей армии. Чтобы ускорить ремонт оставшейся техники, в институте создали ремонтный пункт, где выполняли заказы ОблЗО и Кировского райвоенкомата. Пунктом руководил и. о. доцента И. Е. Ульман.

На базе кафедры технологии металлов был создан цех по изготовлению контрольно-измерительного инструмента для производства боеприпасов, которым руководили доценты В.И. Меламед и А. И. Оглоблин.

В годы войны Урал стал главным арсеналом страны. Сюда были эвакуированы множество заводов, которым, конечно, необходимы были помещения. Уже в августе 1941 года главное здание ЧИМСХ по улице Красной было передано заводу боеприпасов. Институт переехал в здание общежития №1. Места не хватало, но студенты института справлялись и даже находили силы для помощи армии. Например, зимой 1942–1943 гг. они собирали средства на танковую колонну, теплые вещи и подарки бойцам, шефствовали над двумя госпиталями, стирали и чинили одежду красноармейцев.

Директором института в годы войны и послевоенные годы работал С. П. Лебедев. При нем срок обучения был доведен до 5 лет. Занятия продолжались по восемь часов в день, но сам учебный год сократился, потому что коллектив не менее трех месяцев в году занимался сельскохозяйственными работами.

Вечерами студенты привлекались к работам по городу: чистили снег, занимались погрузкой и разгрузкой, заготавливали дрова и лес, возили уголь.

1941 год, стрелковая команда института.jpg

1941 г. Стрелковая команда института

В рамках шефствования над госпиталями студенты читали раненым газеты и книги, писали письма их родным, умывали, кормили, переворачивали тяжелораненных, устраивали концерты. Не прекращалась и спортивная жизнь.

1940-е гг. Легкоатлетическая команда института.JPG

1940-е гг. Легкоатлетическая команда института, выступавшая в эстафете на приз газеты "Челябинский рабочий"

Несмотря на трудности военного времени, институт продолжал развиваться. Летом 1944 года в институте произошло важное событие – открытие факультета электрификации. Преподаватели вуза продолжали заниматься научно-исследовательской работой: защищали кандидатские диссертации, проводили научные эксперименты. В 1943 году Н. Ф. Кунин первым в вузе защитил докторскую диссертацию. В 1944 году институту было дано право принимать к защите кандидатские диссертации – это был первый совет по защите диссертаций в Челябинске.

Студенты и преподаватели на фронте

С каждым днем коллектив института сокращался – люди уходили на фронт. Одними из первых – на второй день войны – ушли аспиранты В. Виноградов, В. Дмитриев, Н. Тельманов, М. Шевченко, студент М. Трохов. Уходили и преподаватели, особенно, те, кто имел командирское звание.

Фото 1.jpg

«Привет из далекого города Порт-Артура любимой женушке и дорогому сыну от мужа и отца», – писал в 1945 году с фронта преподаватель ЧИМЭСХ Валентин Виноградов, отправляя семье свою фотографию с сослуживцами.

Призванные в армию представители института служили в танковых, автомобильных и других войсках. Например, в самом начале войны в Челябинске была сформирована автомобильная часть, командный состав которой был почти полностью укомплектован выпускниками института. Командиром части был аспирант В. Виноградов.

Фото 2.jpg

Город Красноармейск, пригород Сталинграда. Январь 1943 года. Лейтенант Н. М. Егоров, доцент кафедры ремонта машин (второй справа) с сослуживцами фотографируется возле восстановленного танка.

Выпускники вуза совершили много военных подвигов. Например, однажды на участке фронта, на котором располагалось танковое подразделение под руководством выпускника Сергея Никитина, сложилась тяжелая обстановка: фашистские войска, имея численное преимущество, повели наступление и оттеснили наших. Но подразделение Никитина нанесло сокрушительный удар по врагу, оставив на поле боя больше 200 убитых нацистов. За отвагу в этом бою Сергей Никитин был награжден орденом Ленина.

Фото 3.jpg

В самом начале войны в Челябинске была сформирована автомобильная часть, командный состав которой полностью был укомплектован выпускниками ЧИМЭСХ. На фото – командиры этой части.

Послевоенная жизнь ЧИМЭСХ

После окончания войны коллективу института предстояло решить новые задачи: отремонтировать помещения в здании на Красной, куда институт вернулся летом 1945 года, восстановить аудитории, увеличить выпуск инженеров, расширить круг научных исследований. В первую очередь принялись за восстановление здания на Красной – работы приходилось делать самим, без помощи администрации города. А работы было много – в здании почти не осталось деревянных перекрытий, а также рам, полов, дверей, сохранились лишь стены, лестница и часть межэтажных перекрытий. Работа затянулась на 2 года – лишь в 1947 году в здание смогла вернуться кафедра технологии металлов. Вслед за ней потянулись другие кафедры. Перед зданием разбили сквер, который огородили забором из литого чугуна. Благодаря открытию нового факультета ЧИМСХ получил название Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ).

1945 г. Здание учебного корпуса по ул. Красной после выезда из него патронного завода №241, эвакуированного из Тулы.jpg

1945 г. Здание учебного корпуса по ул. Красной после выезда из него патронного завода №241, эвакуированного из Тулы

Количество студентов увеличивалось, было открыто заочное отделение. Скоро мест в общежитии начало не хватать, были выделены средства на строительство нового общежития на 450 мест. В конце 1940-х годов стало не хватать и учебных помещений – власти города выделили институту четвертый этаж школы №23 в Заречье, где расположились две кафедры. Но это были лишь временные меры – вскоре началась подготовка к строительству нынешнего главного учебного корпуса на проспекте Ленина, 75.

1946-1947 гг. Я.В. Мамин и В.С. Соловьев в лаборатории института.jpg

1946-1947 гг. Я.В. Мамин и В.С. Соловьев в лаборатории института

Развивалась самодеятельность, спорт. Например, в те годы в институте сложился постоянно действующий хор, были возрождены команды по хоккею, появились гимнасты, хоккеисты. Спортсмены своими руками изготавливали снаряды для тренировок.

Ученые продолжали помогать работе заводов, проводя для них научные исследования, следя за работой тракторов С-80, которыми начали оснащаться совхозы в 1947 году. Выпускались монографии и учебные пособия.

15 мая 1948 г. 8-я группа 3-го курса на экскурсии изучает комбайн С-1.jpg

15 мая 1948 г. 8-я группа 3-го курса на экскурсии изучает комбайн С-1

Прошедший через трудные годы военного лихолетья ЧИМЭСХ расцветал и был готов с высоко поднятой головой вступить в новое десятилетие.

50-е годы в Институте агроинженерии (ЧИМЭСХ)

Первая половина 50-х годов: достижения преподавателей, учеба, творчество и спорт

Коллектив кафедры ЭМТП 1954-1955 гг.JPG

Коллектив кафедры ЭМТП в 1954-1955 гг.

50-е годы стали для института временем значительного роста. В 1952-м и 1953 годах наряду с общим набором в вузе прошел дополнительный прием на отделение ускоренной подготовки для людей с большим производственным стажем, но без высшего образования. Отучившись два года и четыре месяца, они получили диплом инженера-механика.

Численность студентов в эти годы многократно возросла. Если осенью 1945 года насчитывалось менее 400 студентов, то осенью 1955 года их число уже составляло 2400 человек.

Осенью 1955 года в вузе функционировало 22 кафедры, на которых работали 152 преподавателя. На 15 из них функционировали научные кружки.

Сентябрьский пленум ЦК КПСС 1953 года среди других неотложных мер наметил укрепление кадрами МТС и колхозов. Для решения этой задачи уже к весне 1954 года планировалось направить в МТС 100 тысяч специалистов сельского хозяйства, в том числе не  менее 100 инженеров. Выполняя данное решение, ЧИМЭСХ направил для работы в МТС трех преподавателей, чьи кандидатуры были утверждены обкомом КПСС. Ассистент кафедры тракторов и автомобилей Федор Григорьевич Сидоров стал директором Багрякской МТС, старший преподаватель кафедры ЭМТП Всеволод Сергеевич Соловьев возглавил Шемахинскую МТС, а заведующий кафедрой ремонта машин Иона Ефремович Ульман – Есаульскую МТС.  Все они показали себя отличными руководителями и вывели свои МТС на передовые позиции, а спустя несколько лет вернулись в родной вуз.

Признанием заслуг института в развитии сельского хозяйства стало участие во всесоюзных выставках. Так, 27 июля 1954 года по приглашению Главного комитета на торжественное открытие ВСХВ в Москву выехали профессор М.П. Сергеев и изобретатель Я.В. Мамин.

Развивались художественная самодеятельность и спортивные секции.  Интенсивно начал развиваться хоккей – с 1951 года секцию возглавил энтузиаст спорта Н.С. Сидоренко, в 1951–1952 гг. силами студентов была построена хоккейная коробка возле общежития №1, а уже в 1953 году хоккейная команда ЧИМЭСХ вышла на всесоюзную арену. В 1954–1955 годах команда института «Наука» заняла первое место среди команд класса «Б»  чемпионата СССР и получила право играть среди команд класса «А» под названием «Буревестник». С 1958 года команда снова сменила название – «Урожай». Под ним она выступала в классе «Б» в чемпионате РСФСР вплоть до 1970 года. С 1970 года команда начала называться «Сельхозвузовец».

Только за 1953 год в ЧИМЭСХ было подготовлено 4 спортсмена-перворазрядника, 24 второразрядника и 54 третьеразрядника.

В послевоенное десятилетие в вузе сложился хор, который регулярно выступал на различных смотрах художественной самодеятельности. В 1953 году на одном из таких смотров среди вузов Челябинска он занял первое место.

Вторая половина 50-х годов: предпосылки для динамичного развития института, создание трудовых отрядов

Первые целинники.jpg

Первые целинники ЧИМЭСХ

Со второй половины 50-х годов наступило более благоприятное время для развития института. С этого времени начинается период, который принято называть периодом расцвета ЧИМЭСХ. Пристальное внимание руководства страны к развитию сельского хозяйства, повышению материально-бытового и культурного уровня жизни народа, к социальным проблемам деревни предопределяло возрастающую роль вузов аграрного профиля.

С 1955 года институт возглавил Б.А. Васильев, сменивший на посту  С.П. Лебедева, который успешно провел вуз через военное лихолетье и занимался его восстановлением в первые годы после войны.

Увеличивалось количество кафедр: в 1955 году от кафедры ЭМТП отделилась кафедра экономики и организации сельскохозяйственного производства. В 1956 году начала комплектоваться кафедра гидравлики. В 1960 году из кафедры сельскохозяйственных машин выделилась кафедра механизации животноводческих ферм.

Наращивал темпы заочный факультет. Открытый в 1946 году, за 1951–1955 гг. он выпустил всего 16 инженеров, но уже в 1961 году выпуск  насчитывал около 50 человек.

Именно в эти годы началось становление студенческих отрядов. В 1954 году на февральско-мартовском пленуме ЦК КПСС было принято постановлении «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Освоение целинных земель на территории Казахстана, Челябинской и Курганской областей шло с большими трудностями, особенно остро стоял кадровый вопрос. Для решения этого вопроса начали создавать целинные отряды из студентов. И ЧИМЭСХ стал одним из первых вузов, сформировавших такой отряд. Первый целинный отряд был создан в 1954 году. Он состоял из двух аспирантов Петра Ткаченко и Ивана Полканова и четырех пятикурсников. Отряд направили в Казахстан с целью первичного нормирования пахотных работ.

В июне 1956 года пленум ЦК ВЛКСМ принял решение о направлении студентов-добровольцев во время летних каникул на работы в целинные совхозы. Ядром молодежного целинного отряда Советского района Челябинска стали студенты ЧИМЭСХ. Командиром отряда назначили секретаря комитета ВЛКСМ вуза Григория Яснова. За ударный труд в совхозе «Подовинный» Каракульского района Челябинской области многие комсомольцы института были отмечены высокими наградами.

1960-е годы в Институте агроинженерии (ЧИМЭСХ)

С 1960 года институт возглавил доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники И.Е. Ульман, который успешно руководил вузом в течение 13 лет.

Защита диссертации.jpg

И.Е. Ульман (слева) на защите диссертации

Развитие материально-технической базы

В 60-х годах началось активное расширение территории института. Осенью 1961 года было построено новое учебное здание – пятиэтажный современный корпус с просторными лекционными аудиториями, светлыми классными комнатами, большим актовым и спортивным залами, вместительными ангарами для сельхозмашин. Уже через несколько лет – осенью 1965 года – было построено третье учебное здание – четырехэтажный лабораторный корпус по ул. Сони Кривой. Также студенты получили два новых общежития – №3 на 850 мест и №4 на 550 мест.

IMG_7959.JPG

Строительство нового учебного корпуса на проспекте Ленина

Развитие структуры института

В 1960 году от кафедры сельскохозяйственных машин отделилась кафедра механизации животноводческих ферм, которую возглавила кандидат технических наук, доцент Е.А. Раскатова.

Весной 1962 года из колхоза «Урал» и колхоза имени Жданова образовался совхоз «Челябинский», который был передан институту в качестве учебно-опытного хозяйства. Он имел 5 отделений, 21,4 тыс. га земли, более 5 тысяч голов КРС.

IMG_7963.JPG

В учебном хозяйстве ЧИМЭСХ

Несмотря на внушительные размеры, техническая оснащенность совхоза была слабой. Чтобы исправить это, в работу включились сразу несколько кафедр вуза. Кафедра сельхозмашин организовала подготовку техники для посевной, кафедра земледелия заложила опытные участки. Кафедра экономики и организации сельскохозяйственного производства и кафедра МФЖ подготовила проект специализации совхоза, согласно которому направлениями развития учхоза были определены производство мяса КРС, цельного молока, сортовых семян зерновых культур. В 1963–1964 гг. студенческие отряды построили доильную установку «Карусель» на Баландинском отделении учхоза. В 1966 году отряды строили доильную установку «Омичка» на Ключевском отделении. В 1967 году была запущена полностью автоматизированная экспериментальная установка «Комсомолка». С середины 1960-х годов учхоз полностью перешел на машинное доение коров. Кафедра земледелия ввела паспортизацию полей, вырабатывала рекомендации по применению удобрений, гербицидов, ядохимикатов, использованию элитного семенного материала и т.д. В результате в 1965 году за большие успехи в полеводстве и животноводстве директор учхоза И.С. Соколов был награжден орденом Ленина, а ректор ЧИМЭСХ И.Е. Ульман – орденом Трудового Красного Знамени.

IMG_7961.JPG

Строительство доильного зала с установкой «Карусель»

Осенью 1964 года организована третья общественная кафедра, на которой велось преподавание марксистско-ленинской философии и основ научного коммунизма. Ее формировал выпускник аспирантуры Академии общественных наук, кандидат философских наук, доцент В.Н. Веселовский.

В 1965 году был осуществлен первый набор студентов на факультет организации и технологии ремонта машин – во всем СССР в то время было всего 9 таких факультетов.

В 1966 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о повышении квалификации специалистов сельского хозяйства, на основании которого во многих вузах страны, в том числе и в ЧИМЭСХ, были организованы факультеты повышения квалификации.

Факультет повышения квалификации инженеров новой техники.jpg

Выпуск факультета повышения квалификации в 1969 году

В 1968 году кафедра сельскохозяйственных машин разделилась на две: кафедру почвообрабатывающих и посевных машин (заведующий – кандидат технических наук А.И. Любимов) и кафедру зерноуборочных машин (доктор технических наук, профессор К.Г. Колганов). В этом же году инженеру первого выпуска, кандидату технических наук, доценту Н.И. Тельманову было поручено организовать кафедру охраны труда и производственного обучения.

В 1968 году в ЧИМЭСХ вновь открылся рабочий подготовительный факультет, в первый набор которого было принято около 100 человек.

Студенческая жизнь

В 1963 году учебный план был пересмотрен таким образом, чтобы максимальный объем аудиторных лабораторных занятий для первых четырех курсов не превышал 36 часов в неделю, а на пятом курсе – 30 часов. Такое распределение нагрузки позволяло студентам больше внимания уделять самостоятельным занятиям, домашним заданиям и курсовым проектам.

С 1960 года в активизации учебного процесса стали играть заметную роль учебно-воспитательные комиссии (УВК), в состав которых входили представители общественных организаций курса или факультета, а также деканата. По предложению УВК деканаты вносили студентам взыскания вплоть до отчисления.

В эти же годы начали активно привлекать студентов к научно-исследовательской работе, открылись студенческие научные общества. Наиболее активные их члены могли выезжать на конференции, а лучшие научные работы премировались.

Участники конференции молодых ученых Урала и Сибири.JPG

В 1963 году открылся факультет общественных профессий, в рамках которого студенты получали вторую (общественную) профессию – лектора, художника-оформителя, журналиста, спортивного тренера, клубного работника и т.д. Здесь работали различные отделения – изобразительного искусства, спорта, кинематографии и т.п. Кстати, учебные фильмы, снятые под руководством руководителя отделения кинематографии Б.Ф. Соколова «Начертательная геометрия» и «Обледенение проводов», использовались в учебном процессе тремя кафедрами.

Комсомольская путевка.jpg

Летом 1965 года состоялся юбилейный, десятый выезд на целину. После уборки урожая в этом году состоялось собрание студентов-целинников: 123 студента ЧИМЭСХ, наиболее отличившихся во время трудового семестра, получили медали «За освоение целинных земель», почетные грамоты и памятные подарки.

В начало