Регион: Челябинская область
Населенный пункт: Челябинск
Место рождения: Челябинск
Дата рождения: 1915 г.
Воинское звание: майор
Воинская специальность: инженер
Годы службы: 1941-1946 гг.
Дата смерти: 22.11.1995
Валентин Иванович Виноградов, выпускник ЧИМЭСХ, начал работу на кафедре «Эксплуатация машинно-тракторного парка» в 1937 году в должности лаборанта, в последующем стал доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, заведующим кафедрой.
Он трижды прерывал мирный труд, защищая Родину: участвовал в боевых операциях в районе Халхин-Гола в 1939 году, с первых дней Отечественной войны сражался против фашистской Германии, затем против японских милитаристов. За ратный труд В.И. Виноградов награжден двумя орденами Отечественной войны второй степени, двумя орденами Красной Звезды, несколькими медалями, знаком «Отличник высшего образования».
Во время Великой отечественной войны служил в Советской Армии в должности инженера-майора с 1941 по 1946 год. Воевал на Калининском, 3-м Белорусском, I-м Прибалтийском, Забайкальском и Приморском фронтах командиром отделения автосанроты, помощником начальника автоотдела армии.
Из воспоминаний В.И. Виноградова, выписанных по материалам газет «Механизатор» ЧИМЭСХ.
В понедельник 23 июня 1941 года надев форму, принял добровольное участие в формировании автомобильной роты. И сразу на фронт. Под Новгородом эшелон встретили немецкие самолеты, бомбежка которых прочно осталась в памяти. Дальше по пути следования их встречали разбитые вокзалы, эшелоны раненых, беженцы.
Немцы распространяли всевозможные слухи с целью вызвать панику. Для этого они использовали своих людей, переодетых в красноармейскую форму, сбрасывали с самолетов листовки.
С большим напряжением проходило отступление армии. Задача автороты заключалась в доставке боеприпасов и вывозке раненых. Машины выходили из строя – их ремонтировали, погибали водители – заменяли другими.
За восстановление 400 машин Валентин Иванович был награжден орденом Отечественной войны. Много требовалось вкладывать труда и применять смекалки при ремонте техники. Вот, например, как восстанавливали поршневые кольца. Брали два кольца, одно надевали на другое, затем нагревали до определенной температуры и охлаждали. У внешнего кольца повышалась упругость и его опять можно было использовать.
Из трофейных машин собирали автомобили своей конструкции: передний мост устанавливали с «ситроена», задний мост - с «опеля», а двигатель – с «адлера».
Только в 1946 году вернулся В.И. Виноградов в Челябинск и продолжил свой труд в мирной деятельности.
Материал подготовил к.т.н., доцент кафедры «Эксплуатация машинно-тракторного парка, и технология и механизация животноводства» А.П. Зырянов.